Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными жизненными ситуациями. Уже в два года ребёнка необходимо знакомить с элементарными правилами поведения, способствующими сохранению жизни:
- не подходить близко к глубокой яме
- при спуске с лестницы не перешагивать через ступеньки
- держаться за перила
- при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги
- не брать в руки острые предметы
- в многолюдных местах держаться за руку взрослого.
К концу дошкольного возраста дети должны иметь представления о правилах дорожного движения; безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями ручного труда; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности: правила использования спичек, пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами и т.п.; общения с незнакомыми людьми на улице, когда остаются одни дома, при встрече с бездомными животными; значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; своих возможностях в охране жизни и здоровья. Уметь:
- внимательно относиться к своему здоровью (знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности);
- оберегать глаза от напряжения, попадания инородных предметов
- соблюдать правила безопасности при быстрых движениях, при ходьбе по лестнице, в гололедицу, катании на санках, коньках, лыжах и др.
- ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, сотруднику милиции, позвонить в пожарную охрану, вызвать «скорую помощь»
- соблюдать Правила дорожного движения
- пользоваться светоотражающими элементами.
Основным источником опасности для человека является незнание им особенностей окружающей природы, населяющих её обитателей, негативных последствий его деятельности. Не менее опасно для человека переоценивать или недооценивать свои физиологические и социальные возможности. Уважение к природе, к себе и окружающим даст наибольшую гарантию Вашей безопасности и безопасности Вашего ребёнка.
И, последнее. Не бывает чужих детей, а есть равнодушие, проявленное взрослыми и обернувшееся бедой. Оглянитесь вокруг, наверняка рядом с Вами живут не всегда благополучные семьи, в которых есть дети. Обращайте внимание на то, чем они заняты. Пресекайте все небезопасные детские игры, случайным свидетелем которых Вы стали. Объясняйте детям, к чему могут привести подобные шалости. Сегодня Вы остановите на пути к беде чьего-то ребенка, а завтра кто-то остановит Вашего. И помните, формула безопасности: «Предвидеть + Научить = Уберечь!»