Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Артикуляционная гимнастика для малышей

Дата: 12 ноября 2017 в 14:20, Обновлено 21 ноября 2018 в 18:48

Что это такое - артикуляционная гимнастика

Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель в том, чтобы научить малыша делать правильные движения, необходимые для произнесения того или иного звука.

Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, и его можно и нужно настраивать на правильное звучание. В будущем это поможет ребенку без проблем научиться читать и писать. 

Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата:

1.    пассивная, при которой направление правильного движения речевому аппарату малыша задает взрослый;

2.    активная, при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения.

В первом случае специалист, который занимается с ребенком, может помогать ему физически. Например, поправляя неправильное положение языка и губ либо ложкой, либо чистыми руками, либо специальным шпателем. То же может делать и мама по рекомендации логопеда.

Рекомендации по проведению

упражнений артикуляционной гимнастики

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ

 1. Улыбка.

 Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 2. Хоботок (Трубочка).

 Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

 3. Заборчик.

 Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

 4. Бублик (Рупор).

 Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

 5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

 Чередование положений губ.

 6. Кролик.

 Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

 2. Улыбка - Трубочка.

 Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

 3. Пятачок.

 Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

 4. Рыбки разговаривают.

 Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

Упражнения для губ и щек

 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

 2. Сытый хомячок.

 Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

 3. Голодный хомячок.

 Втянуть щеки.

 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

 1. Птенчики.

 Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

 2. Лопаточка.

 Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 3. Чашечка.

 Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

 Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 5. Горка (Киска сердится).

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

 6. Трубочка.

 Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 7. Грибок.

 Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

 1. Часики (Маятник).

 Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 2. Змейка.

 Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

 3. Качели.

 Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 4. Футбол (Спрячь конфетку).

 Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 5. Чистка зубов.

 Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

 6. Катушка.

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

 7. Лошадка.

 Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

 1. Трусливый птенчик.

 Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

 2. Акулы.

 На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

 4. Обезьяна.

 Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

 5. Сердитый лев.

 Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

 6. Силач.

 Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

 7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

 8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

 9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

 10. Дразнилки.

 Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

 11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

 ааааааааааааа

 яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

 ооооооооооооо

 ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

 иииииииииииии (рот слегка открыт).

 12. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

 Мал, да удал.

 Два сапога - пара.

 Нашла коса на камень.

 Знай край, да не падай.

 Каков рыбак, такова и рыбка.

 Под лежачий камень вода не течет.

 У ужа ужата, у ежа ежата.

 В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.